Червь с невероятным геномом прожил в мозгу человека четыре года

Добавил: veronikaОпубликована 21-11-2014, 18:57,  в раздел » Аномалии

Вряд ли кто-то захочет в своей жизни столкнуться с червём Spirometra erinaceieuropaei — паразиту, вызывающему опасные воспалительные процессы. Но одному мужчине из Великобритании пришлось прожить с ним четыре года.

В ходе нового исследования специалисты из Института Сенгера подробно изучили невероятно длинный геном солитёра. Результаты научной работы раскрыли генетические секреты неуловимого паразита, родина которого располагается на Дальнем Востоке.

Червь становится причиной спарганоза — воспаления тканей, происходящего в ответ на паразитов. Когда это воспаление развивается в мозгу, оно может привести к судорогам, потере памяти и головным болям. К счастью, пациент из Великобритании выжил.

Считается, что люди могут заполучить этого червя вместе с едой, например, с заражёнными ракообразными из озёр, или же съев сырое мясо рептилий и амфибий. Ещё один способ — припарка из живой лягушки, китайское народное средство для успокоения воспалённых глаз.

Впервые пациент (50-летний китаец, проживающий в Великобритании) обратился к врачам в 2008 году с жалобами на головные боли и потерю обоняния. Сканирование МРТ показало наличие небольшой аномалии с патологическими изменениями. Однако следующие сканирования показали, что аномалия двигалась.

Далее последовали различные догадки: врачи подозревали у мужчины туберкулёз, сифилис, СПИД, болезнь Лайма и многие другие заболевания. Однако тестирования неизменно показывали отрицательный результат. В конце концов биопсия продемонстрировала воспаление при отсутствии опухоли.

В итоге у пациента был диагностирован паразит длиной почти 2 сантиметра, которого впоследствии успешно удалили хирургическим путём. За четыре года солитёру удалось продвинуться на 5 сантиметров по правой стороне мозга человека. Останки червя были сохранены учёными для последующего секвенирования его генома.

Специалисты утверждают, что люди не являются естественными хозяевами для таких червей: как правило, они обитают в организмах кошек, собак и хищников. В предыдущих случаях заражения человека паразиты были обнаружены под кожей, в лёгких или грудных клетках (пациенты при этом часто подозревали онкологию).

"Мы не ожидали увидеть инфекцию такого рода в Великобритании, – говорит один из авторов исследования Эффроссини Гкраня-Клотсас (Effrossyni Gkrania-Klotsas). – Однако, по всей видимости, незнакомые паразиты могут передвигаться по всему миру".

К счастью для пациента, последовательность ДНК показала, что паразит был наименее опасным из двух известных вызывающих спарганоз червей.

Злоключения жителя Туманного Альбиона на этом закончились, но исследовательская работа продолжалась. Учёных крайне удивил внушающий размер генома существа (при этом в данном геноме гораздо больше повторов, нежели в геномах других червей).

Геном S. erinaceieuropaei оказался примерно в 10 раз больше, чем у других червей, и составил треть от размера генома человека. Медицинские эксперты подозревают, что разгадка этого явления кроется в увеличении числа генов, которые помогают паразиту разрушать белки и вторгаться в организм носителя.

У червя также были обнаружены различные молекулярные механизмы для перемещения белков вокруг его клеток, что может лежать в основе изменений формы тела и адаптаций к окружающей среде, которые червь претерпевает во время своего сложного жизненного цикла.

"Это первый упорядоченный геном неизведанной группы ленточных червей, – комментирует один из авторов исследования Мэтт Берримен (Matt Berriman). – Полученная информация поможет нам сделать некоторые прогнозы о гипотетическом воздействии некоторых медицинских препаратов. Последовательность генома позволяет предположить, что этот паразит устойчив к альбендазолу — лекарственному средству антигельминтного действия. Однако в настоящее время разрабатываются и другие лекарства, мишени которых присутствуют в данном геноме".

Источник