Исследователи ищут способы воскрешения мертвых

Добавил: iwanttobelieveОпубликована 18-02-2012, 12:05,  в раздел » Новости

Группа, объединяющая ученых, клинических врачей и инженеров в Реанимационном центре Пенсильванского университета, работает над поиском методов возвращения к жизни пациентов, пробывших длительное время в состоянии клинической смерти.

Все начинается на клеточном уровне. По словам адъюнкт-профессора реаниматологии доктора Хонглина Чжоу, можно довольно точно определить, живы клетки или нет, в отличие от более крупных систем, которые из них состоят. Каждая клетка имеет тугую внешнюю мембрану, которая служит для отделения содержимого от окружающей среды и фильтрации молекул, необходимых для ее существования. По мере приближения к гибели клетки, ее мембрана ослабевает.

При нарушении целостности мембраны клетка гибнет. По словам доктора Чжоу, когда проходимость мембраны достигает точки, когда содержимое клетки выходит наружу, ее судьба становится предрешенной. Объединить мертвые клетки наука сейчас не в состоянии. Однако выяснилось, что некоторые клетки могут оставаться живыми довольно долгое время, даже несмотря на резкую потерю доступа к кислороду и нутриентам.

Наиболее восприимчивыми к потере питания являются клетки головного мозга – необратимые изменения в органе начинаются уже спустя 5-10 минут после остановки кровообращения. Более того, резкое поступление кислорода и питательных веществ к клеткам, лишенным их в течение длительного времени, ведет тех к неизбежному самоуничтожению.

Причины этого до конца не выяснены, однако ученые нашли способ, как продлить время жизни клеток. В 1999 году шведская студентка-медик Анна Багенхольм провалилась под лед. Более 40 минут друзья пытались вытащить ее, и сердце девушки остановилось. Спустя еще 40 минут на место прибыли медики, которые погрузили девушку на вертолет и начали реанимационные мероприятия. Сердце Анны вновь забилось только через 3 часа 55 минут после остановки, а со временем она почти полностью выздоровела.

Исследователи изучили ее случай и пришли к выводу, что, несмотря на столь долгое время пребывания в состоянии клинической смерти, биологическая смерть не наступила благодаря низкой температуре (по прибытию в больницу температура ее тела составляла всего 13 градусов). Таким образом, быстро снизив тело пациента до 33 градусов с помощью специального внутривенного раствора, врачи имеют больше времени для реанимации. Выяснилось, что таким образом можно реанимировать пациентов, у которых сердце не билось в течение нескольких десятков минут.

Врачей не заботит, считается ли это возвращением к жизни мертвых или нет, им важен результат. Доктор Чжоу говорит, что разговаривал с людьми, пережившими относительно долгую клиническую смерть. И хотя их мозг выжил, они совершенно не помнят, что они чувствовали или переживали во время остановки сердца.