Астрономы впервые "присутствовали" при рождении черной дыры

Добавил: iwanttobelieveОпубликована 17-11-2010, 19:36,  в раздел » Космос, Новости

Астрономы обнаружили самую молодую из известных черных дыр, сообщает портал Space.com.

Галактика M100. Изображение NASA

В 1979 году в галактике M100, которая удалена от Солнечной системы на 50 миллионов световых лет, произошел взрыв сверхновой (то есть звезда завершила свою эволюцию взрывным процессом). Недавно ученые зафиксировали потоки мощного рентгеновского излучения, исходящие от объекта, при помощи орбитальной обсерватории "Чандра". Кроме того, они регистрировались с 1995 по 2007 годы телескопами XMM-Newton и Rosat. Сами черные дыры не могут испускать излучение - его источником является падающая на дыру разогревающаяся материя.

Звезда может превратиться в сверхновую в том случае, если ее масса достаточно велика. На месте более легких звезд может сформироваться белый карлик или нейтронная звезда - объект с чрезвычайно высокой плотностью вещества, состоящий преимущественно из нейтронов. Нейтронные звезды вращаются вокруг своей оси с огромной скоростью и также испускают излучение.

Масса звезды в галактике M100, по оценкам специалистов, составляла около 20 солнечных масс. Это пограничное значение - обычно более тяжелые звезды превращаются в черные дыры, а более легкие - в нейтронные звезды. Дальнейшие наблюдения позволят ученым уточнить, какой именно объект перед ними.

Недавно другой коллектив астрономов обнаружил объект, который может считаться промежуточным звеном между черной дырой и белым карликом - предположительно, им становятся звезды, масса которых от 7 до 10 раз больше солнечной. Такие звезды слишком малы для того чтобы превратиться в черную дыру, но слишком крупны, чтобы стать обычным белым карликом.

• Обнаружена рекордно тяжелая нейтронная звезда