Мамонты вымерли от болезней костей, считают российские ученые

Добавил: iwanttobelieveОпубликована 22-11-2010, 21:19,  в раздел » Истории

Мамонт

Главной причиной вымирания мамонтов были не первобытные охотники, а геологические и экологические изменения, приведшие к массовому распространению среди этих животных тяжелых болезней костей, считают российские ученые, изучавшие так называемые "кладбища мамонтов" - ископаемые скопления останков этих животных.

"Мы находили кости мамонтов со следами катастрофических изменений - сросшиеся, с огромными отверстиями, искривленные. Со следами остеопороза, остеомаляции (размягчения костей), хондрозов. Есть случаи, я их наблюдал сам, когда два, три, четыре позвонка срастаются вместе. Их всего там 20, а из них половина отдела вот с такими нарушениями", - сказал в интервью РИА Новости научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Василий Зенин.

Кость Мамонта

Грудной позвонок мамонта с яркими следами остеофиброза (показаны зеленой стрелкой) и периферического экзостоза (оранжевые стрелки) тела позвонка при сопутствующем остеопорозе костной ткани.

Он вместе с палеонтологом Сергеем Лещинским из Томского госуниверситета изучал одно из "кладбищ мамонтов" - так называемое местонахождение Луговское в Ханты-Мансийском автономном округе. Результаты исследований были опубликованы в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии".

Мамонты - одни из самых крупных в истории наземных млекопитающих - были старшими современниками человека, жили во второй половине плейстоцена в Европе, Северной Азии и Северной Америке. Они вымерли около 10 тысяч лет назад во время последнего оледенения. Многие ученые считают, что решающую роль в их исчезновении сыграли палеолитические охотники.

Зенин отмечает, что люди несомненно пользовались "возможностью убить мамонта, скажем, добить его, если он попал в трудную ситуацию, завяз где-нибудь, заболел", однако к исчезновению мамонтов как вида человечество непричастно - гигантских млекопитающих погубила возникшая из-за геологических изменений нехватка в корме и в почве необходимых минералов.

"Мамонт - это очень крупное животное, ему требуется достаточно много минералов. Они, как и все другие травоядные, восполняли нехватку минеральных веществ, поедая некоторые разновидности глин на так называемых зверовых солонцах", - сказал ученый.

Он добавил, что стремление к поеданию минеральных веществ в основном возникает в период гона или беременности: "Известны случаи, когда беременные женщины, совершенно инстинктивно, едят мел, даже известь со стен".

Тектонические изменения, подъем значительных участков суши, произошедший за очень короткий по геологическим меркам срок - две-три тысячи лет - привел к тому, что на обширных пространствах, где обитали мамонты, почвы с преобладанием щелочных веществ превращаются в кислые, бедные необходимыми веществами.

"Как говорят геологи, происходит расщелачивание, вымывание щелочных элементов и их замещение кислотными. Обедненная минералами трава поступает в организм животных. Мамонту нужно в день 150 килограммов растительной массы, если пища бедна минеральными веществами, животное находится в стрессе, ему постоянно не хватает этих элементов. Он их ищет, потому что нигде еще взять их невозможно", - сказал Зенин.

Нехватка минералов приводит к развитию различного рода болезней костей, резко падает подвижность, животное перестает нормально питаться, потому это вызывает у него боль при передвижении, отметил ученый, добавив, что это влияет и на воспроизводство стада.

Те, кто считает, что мамонта уничтожил человек, исходят из того, что на стоянках находят обильные скопления костей мамонтов. Но нет никаких явных свидетельств, что человек на них в самом деле охотился, отметил Зенин.

В настоящее время, по его словам, известны лишь три несомненных свидетельства поражения мамонта оружием первобытного человека - в США в штате Аризона между ребер мамонта было найден наконечник копья. В нашей стране было найдено два свидетельства - неподалеку от Ханты-Мансийска нашли позвонок мамонта с застрявшим в нем наконечником каменного копья. Еще одна находка была сделана в районе Воронежа.

В то же время свидетельств охоты древнего человека на других животных той эпохи - бизонов, других копытных, - значительно больше.

Кость Мамонта

Фрагмент эпифиза тела позвонка мамонта с выраженным остеопорозом - образованием множества сквозных пор

"Проблема дискутируется - насколько человек повинен в исчезновении мамонта как вида. И в первую очередь упирают на то, что человек истребил мамонта. Я против такой постановки вопроса. Я считаю, что никакого подобного рода истребления мамонтов человеком не было. У мамонта закончился его эволюционный цикл - так совпали обстоятельства, климатические, тут еще человек появился", - сказал Зенин.

Он добавил, что все подобные события, массовые вымирания - это прежде всего результат изменения геологической ситуации.

"Это главный фактор, который ни остановить, ни изменить. Рост Гималаев вызвал рост всех соседних территорий. Поднимается и та окраина, где гор нет. И за счет этого происходит врезание рек более глубокое, что привело к изменению минерального состава почв на обширных территориях. Это совпало с наступлением максимального похолодания в последнее оледенение. Это 24-17 тысяч лет назад. Именно на это время как раз и попадают наиболее массовые кладбища мамонтов", - сказал археолог.

Andersen: От себя хотел бы добавить. Остеопороз - бич современной цивилизации, вызванный плохим питанием,экологией, мало подвижным образом жизни и как следствтие различных заболеваний. Почему  эта болезнь стала развиваться в те далекие времена, когда о перечисленных мной факторах даже и речи идти не могло... Одна из причин развития этой болезни - радиация, которая пагубно влияет на косную массу. Так может быть она стала виной гибели мамонтов?

По материалам РИА Новости

• Японский ученый пообещал клонировать мамонтов к 2015 году
  • Мамонт или медведь с рыбой?
  • Клонирование мамонта это уже реальность